Термин «электронная коммерция» (или e-commerce) сегодня встречается на каждом шагу. Специалистам его значение, конечно, хорошо известно. А вот для массового потребителя оно остается «размытым». Вроде, понятно, что e-commerce относится к Интернету. Но как именно? И что она собой представляет?
Международный масштаб
Под «электронной коммерцией» понимается любая бизнес-деятельность, связанная с продажей, рекламой и распространением товаров и услуг через Интернет. Среди наглядных примеров e-commerce: онлайн-магазины, сайты-каталоги, доски объявлений, системы бронирования отелей и билетов, онлайн-сервисы коммунальных платежей.
Зародилась электронная коммерция в Соединенных Штатах, в конце 90-х годов прошлого века. Затем на вооружение ее взяли Европа, Латинская Америка, страны Юго-Восточной Азии. В начале 2000-х она «добралась» и до России На сегодняшний момент особенно активно e-commerce продвигается у себя на «родине» (США) и Китае. Наша страна по востребованности этого бизнес-формата на 2020 год занимает почетное 10-е место. И его популярность на российских интернет-просторах растет в геометрической прогрессии.
Такая разная e-commerce…
Маркетологи выделяют более 10 разновидностей электронной коммерции. Мы не будем «погружаться в дебри» и расскажем только о 3-х основных:
— Business-to-Business («Бизнес для Бизнеса», B2B). Компания оказывает услуги другой компании посредством контакта через интернет-площадки, интерактивные базы данных и т.д.
— Business-to-Clients («Бизнес для Клиентов», B2C). Это самый распространенный тип e-commerce — юридические организации оказывают услуги физическим лицам. Иначе — это розничная торговля, ведущаяся в интернет-пространстве.
— Client-to-Client ( «Клиент для клиента», C2C). Это услуги, которые друг другу оказывают физические лица. Вот вам яркие примеры — Юла, Ebay. А как купить помещение в Саратове можно узнать здесь.
Простая сложная система
Электронная коммерция, независимо от типа, зиждется на «трех китах»: сервер, база данных и система доставки. Но если логистику проработать не так уж сложно, а базы данных требуются только большим компаниям, то без качественного сервера в этой сфере — никуда. Именно от него зависит насколько успешно и слаженно будут идти бизнес-процессы. Рассмотрим схему e-commerce на примере работы интернет-магазина.
1. Клиент делает заказ на сайте: его компьютер дает сигнал серверу, к которому привязана компания.
2. Сервер получает заказ и отправляет его на обработку.
3. Менеджер получает заявку, делает запрос в базу данных о наличии товара. Если его нет на складе, представитель компании связывается с клиентом, чтобы обсудить возможные сроки ожидания или смену позиции. Если товар на складе — его обработка продолжается системой.
4. Покупатель переводит деньги. Если все проходит успешно, менеджер подтверждает транзакцию, данные о которой принимает сервер.
5. Менеджер сообщает, что платеж прошел и заказ принят в обработку. Клиента об этом уведомляет сервер.
6. Заявка отправляется на склад в онлайн-базу, сотрудники отдела логистики везут товар клиенту. Сервер сообщает последнему, что заказ уже в пути. А про аренду офиса в Воронеже читайте здесь.
Формат XXI века
Как и любая бизнес-деятельность, e-commerce имеет преимущества и слабые места.
Какие плюсы?
Уменьшение затрат компании. Организации не обязательно арендовать помещение и набирать большой штат сотрудников.
Массовый охват аудитории. Информация о ваших товарах и услугах доступна для потенциальных клиентов практически по всему миру.
Сотрудничество напрямую с производителем. Точные данные из первоисточника. Не нужно переплачивать посредникам, а значит клиентам можно предложить хорошие цены.
Возможность отслеживать основные бизнес-процессы. Сбор статистики помогает избежать предыдущих ошибок и эффективно внедрять новые подходы.
Какие минусы?
Зависимость от качества связи. Доступ к Интернету сейчас есть почти везде, но при плохой работе провайдера, бизнес теряет большие суммы.
Небезопасность. Современные защитные системы в целом успешно выполняют свою функцию. Тем не менее, находятся гениальные хакеры, которые при желании могут взломать любую базу и получить доступ к конфиденциальным данным.
Защита прав. С этой проблемой в России бьются давно. Но, увы, в Интернет на незаконной основе выкладывается все что угодно: от копий оригинальных компьютерных программ до видео с авторскими бизнес-методиками.
Да, этот формат продажи товаров и услуг еще не отработан до идеала. Но, очевидно, что в XXI столетии — веке высоких технологий — за ним будущее.